Лира Самыкбаева: Кыргызстан может выпускать 4 тысячи программистов в год

Последние несколько лет IT-образование в Кыргызстане развивается все более стремительно. Теперь быть программистом также престижно, как когда-то быть экономистом или юристом. Поэтому школьники и студенты все активнее интересуются тем, где получить эти навыки и знания.

Однако пришлось приложить немало усилий, чтобы IT-образование стало более качественным в Кыргызстане. Немалую роль в этом процессе сыграл Фонд «Сорос – Кыргызстан», который поддержал развитие отрасли. О том, как развивался рынок IT-образования в КР и куда он движется, LMNdeit рассказала директор Информационной программы Фонда «Сорос – Кыргызстан» Лира Самыкбаева.

О создании первой IT-академии

С 2014 года одна из стратегий Фонда была направлена на расширение экономических возможностей молодежи через навыки IT.

«Мы работали с ВУЗами, создавали IT-лаборатории, приглашали специалистов, которые читали модули, курсы. В ВУЗы мы пошли, потому что IT-компании жаловались на низкое качество выпускников, которым требовалось еще 1-2 года, чтобы доучиться (и это они выбирали самых лучших!). К сожалению, менять учебные планы в ВУЗах тяжело, преподаватели привыкают и изменений не очень-то и хотят»

В 2016 году фонд начал работать на уровне профтехобразования и создал первую IT-академию на базе профтехлицея №98 в Бишкеке.

«Идея была в том, что для того, чтобы научиться программировать не нужно 4 года, этому можно научиться гораздо быстрее –  за год. Проект оказался очень успешен. В первый год было около 50 выпускников, 95% из них сразу трудоустроились. К сожалению, в силу бюрократических трудностей, мы ушли оттуда и сейчас IT-академии достаточно успешно работают как неправительственная некоммерческая организация»

Информатика в школах: Word и PowerPoint в эпоху высоких технологий

Во время реализации проекта IT-академий, выяснилось, что уровень школьников значительно упал в части STEM (наука, технологии, инженерия и математика). Информатику изучали только в 7-9 классе по очень старой программе. В 7-м классе целый год изучался Word, в 8-м Excel, в 9 — PowerPoint. В то время как весь мир изучает искусственный интеллект, мы до сих пор изучали примитивные программы.

«Мы взялись за то, чтобы переработать стандарт. К сожалению это оказалась достаточно непросто — отдельные группы преподавателей были против того, чтобы внедряли сложные вещи в программу. Они аргументировали это тем, что в регионах нет учителей, которые бы смогли преподавать по таким стандартам»

Спойлер! Этот аргумент позже разбился в пух и прах.

Больше программирования, меньше теории!

В идеале учебники разрабатываются после того, как утверждается стандарт. Но случилась обратная ситуация. Стандарт, какой хотели в фонде, долго не утверждали. Утвердили достаточно слабый и неинтересный. По нему Министерство образования разработало свои учебники.

«Тогда мы предложили разработать свой учебник и протестировать, смогут учителя работать по нему или нет. Министерство образования пошло нам навстречу, выделило 20 школ. Мы написали учебник для 5-6 классов и когда мы внедрили его в пилотные школы, учителя сказали, что он намного легче и намного понятнее для детей, чем тот который разрабатывался вроде бы «по легкому стандарту». Учителя начали активно лоббировать наш новый учебник, и министерство было вынуждено пересмотреть стандарт, который они приняли ранее.  В прошлом году был одобрен тот стандарт, который мы изначально планировали – там очень много программирования и очень мало теории»

Ключевые люди в IT-образовании

В рамках продвижения IT-образования в Кыргызстане, прошел большой трехдневный слет учителей информатики, в котором приняли участие 72 преподавателя. После этого появились хорошие результаты – многие ученики стали победителями в районных олимпиадах по информатике. Оказалось, что точка входа в систему образования на уровне средней школы – это даже не стандарты и не учебники – это учителя.

«72 учителя, у которых нет наших учебников, нет наших планов, прошли короткие тренинги и уже дают эти прекрасные результаты. Поэтому в этом году мы даем Ассоциации учителей информатики Кыргызстана (КИА) большой грант для того, чтобы они провели тренинги для 700 учителей по всей стране»

О проекте IT-лицеев

В прошлом году государство предложило фонду еще раз попробовать реализовать IT-академии на базе профтехлицеев. Были выбраны 5 лицеев в Токмаке, Караколе, Таласе, Нарыне и в городе Кызыл-Кия Баткенской области.

«Огромное преимущество IT-лицеев в том, что дети могут идти в них после 9-го класса, и после двух лет обучения получить и школьный аттестат, и профессию программиста»

Локации IT-лицеев были выбраны не случайно – выбирались те лицеи, регионы и города, где есть пилотные школы фонда СОРОС.

«Мы хотим выстроить систему – с 5-9 класса ребята получают базовые навыки и знания в IT. Затем те, кто хочет стать программистом, не тратят свое время на 10-11 класс в обычной школе, и не едут в Бишкек, где дорого жить, но остаются дома и продолжают изучать программирование там. После этого они могут приехать в столицу, доучиться в IT-академии или же сразу начать трудоустраиваться»

Почему 4 тысячи новых программистов в год – реально?

У Парка высоких технологий есть прогноз, если к 2030 году на рынке будет 40 тысяч программистов, то ПВТ сможет генерировать $1 млрд экспорта.  Сейчас в пилотных школах учатся 2 700 детей, отдельно от этих 20 школ с фондом работают все крупные частные школы: сеть «Билимкана», школа Газпром и «Илим» – это тоже около 2 тысяч детей. Также открывается много других образовательных программ.

«Сейчас родители, у которых дети учатся в 5-6 классах, понимают, насколько стремительно развивается сфера IT. Они видят – если у ребенка будет такая профессия, он точно сможет себя прокормить. Мне кажется, что года через 3-4 будет просто сильнейший бум на IT-навыки и профессии. IT-академии будут просто не успевать, их нужно еще больше. Хорошо сейчас открылось много частных курсов. Мы очень надеемся, что к тому времени подтянутся ВУЗы. Я думаю, что 4 тысячи программистов в год – совершенно достижимая цифра. Другой вопрос, который Парк высоких технологий сейчас ставит перед образовательными учреждениями – это то, что все они готовят программистов Junior уровня и идет уже перенасыщение рынка. Нужны уже Middle-разработчики, а также организации, которые растят специалистов более продвинутых уровней»