В Кыргызстане созданы очень хорошие условия для ведения IT-бизнеса, но внутренний рынок очень слаб

Руководитель IT-компании Attractor Software Вероника Юрченко о рисках технологического бизнеса, развитии сектора и о том, как работается девушкам в IT.

Этим летом на рынке софтверных компаний Кыргызстана появился новый игрок — Attractor Software, который стал отличным дополнением довольно известного IT-Attractor, уже не первый год воспитывающего новое поколение программистов.

В преддверии 6-го Кыргызстанского форума информационных технологий, руководитель компании Вероника Юрченко рассказала о том, как собрать хорошую команду без людей с «фрейморком головного мозга», почему не стоит бояться использовать новые «фичи» при разработке и как, наконец, начать создавать и продавать серьезный и дорогостоящий софт.

В.Юрченко

— Вероника, дайте совет для молодых компаний, с чего начинать строить IT-бизнес?

— Начинать надо с поиска партнера, у которого уже есть опыт работы в IT и понимание, что такое разработка. Важно, чтобы этот человек попробовал все и споткнулся буквально на всем. Только в таком случае он будет знать все о возможных рисках. А это важно, потому что управление проектами — это управление рисками. Тут не бывает так, чтобы все и сразу начало получаться. Должен быть в компании и человек, который отвечает за бизнес-развитие, то есть за поиск партнеров, ведение переговоров, заключение контрактов и согласование условий работы. Такой сотрудник крайне необходим, потому что с зарубежными партнерами иногда очень непросто работать. Часто бывают такие случаи, когда договаривались об одном, а получается совсем по-другому. Например, оплата поступает намного позже условленного срока. Происходит это потому, что крупные зарубежные компании очень бюрократизированы и работают через огромное число посредников. В этом плане удобнее работать с заказчиками напрямую.

Что еще важно для развития IT-компании в Кыргызстане?

— Во-первых, не бояться использовать новые технологии. Но при этом надо оценивать все риски и понимать для чего ты собственно это делаешь: просто, чтобы попробовать или потому что это модно? В IT-сфере появилась тенденция переходить на новые языки программирования не потому что они чем-то лучше и полезней, а потому что они вдруг стали модными. Во-вторых, делать качественный продукт. Если вы решили открыть бизнес в IT, то определитесь чем вы конкретно хотите заниматься. Писать сайтики за 100-300 долларов или писать хороший софт, который будет стоит десятки и сотни тысяч долларов, делать ваше портфолио конкурентоспособным на международном рынке. В-третьих, понимать потребности клиента и решать его проблемы. Вот приходит клиент и говорит: «Срочно сделайте мне мобильное приложение». А по факту у него проблема в другом и ему нужно не мобильное приложение, а очень сложный софт по обработке данных. А собирать данные можно, как и прежде — вручную. Или бывают случаи, когда обращаются к нам с просьбой переписать сайт, что очень долго и дорого, а на самом деле хотели просто поменять дизайн. В таких случаях нужно помогать клиенту выяснить его проблему, а не выписывать ему счет.

— А как собрать команду, которая будет справляться с разработкой таких серьезных и дорогостоящих ПО?

Это очень долгий и тяжелый процесс. Сейчас у нас в компании работает чуть больше 20 человек. За время работы в Attractor Software мы разработали подход в подборе новых сотрудников. На этот счет я обычно шучу, что если где-то можно попасть на работу через постель, то у нас только через стажировку. Казалось бы, зачем стажировка, если человек итак знающий?  Такая своеобразная практика помогает выявить наклонности разработчика к решению задач без использования «фреймворков» — ПО, которое облегчает программирование, выполняя часть работы за айтишника. Такие программы предусмотрены для всех популярных языков — Python, PHP, Ruby. Этот инструмент очень ограничивает возможности при разработке и как любит говорить один из наших учредителей компании Максим Косяков, приводит к «фреймворку головного мозга». Собственно поэтому мы и организовываем стажировку, чтобы отбирать думающих программистов. Ребят, которые умеют «кодить» на чистом языке, самостоятельно строить «архитектуру», а не только брать и штопать сайты на фреймворках.

— Как вам, девушке, удается справляться с управлением такого сравнительно большим штатом? Каково вообще девушкам в IT cфере?

— Женской части населения абсолютно также работается в сфере IT, как и в любом другом месте. Кстати, у нас в компании 30% сотрудников девушки. Среди них есть как руководители проектов, так и разработчицы, которые сидят и пишут «хардкорный бэккэнд». Что насчет ребят, то они, может, матерятся чуть больше, но это не критично, мы все так делаем. Конечно, с ними не всегда супер-легко. Среди программистов очень много интровертов, причем таких, которые разговаривают с тобой, а смотрят вон туда в угол. Но и к этому привыкаешь. И коллектив у нас не самый большой. Мы тут еле как справляемся, думая «Ууу, 30 человек – это так много». На самом деле, нет, не много. По зарубежным меркам – мы самая обычная команда. Прошедшей осенью мне удалось побывать в сердце Силиконовой долины и пройти стажировку в компании — технологическом гиганте Adobe. На самом деле, проблемы везде одинаковые, что ты работаешь в компании в Кыргызстане с 30 людьми, что в Кремниевой долине с 15 тысячами сотрудников по всему миру. Другой вопрос, как ты их решаешь и стараешься ли избежать возможные риски.

А какие риски при ведении IT-бизнеса у нас в стране?

В Кыргызстане созданы очень хорошие условия для ведения IT-бизнеса. Есть Парк Высоких Технологий (ПВТ), благодаря которому мы платим минимум налогов — 1 процент с денежного оборота, остальные отчисления идут с зарплат сотрудников. Это очень выгодно, и я надеюсь, что больше компаний будет входить в ПВТ, увеличивая количество легальных платежей. Такие действия важны, потому что это будет своеобразной рекламой нашей страны, как аутсорсингового центра. Люди перестанут боятся сотрудничать с нами и, возможно, мы войдем в число лидеров на международном рынке, встав на одну планку с украинцами и белорусами.

— Я знаю, что на международном рынке кыргызстанские разработчики сайтов достаточно востребованы, а как обстоят дела со спросом на создание серьезного софта?

— Есть потребность, и что естественно — клиенты. Но к сожалению, часто не платежеспособные. В крупных IT-компаниях процесс разработки всегда дорогой и если человек приходит к нам, думая, что за 500 долларов можно хороший софт сделать, то с ним просто не о чем говорить. У крупных компаний очень много потребностей, но иногда им легче купить что-то готовое, чем заказывать разработку с нуля. А вообще крупные и серьезные ПО, системы какие-то — больше про государственные тендеры, чем про частные заказы. Но с ними работать безумно тяжело.

— Неужели это такая проблема сотрудничать с государственными органами? К тому же, реализация проектов государственной, а если хотите национальной важности благоприятно скажется на репутации IT-компании…

— Есть несколько вещей, которые делают проект успешным — люди, которым не все равно, и они заинтересованы во внедрении этого продукта и непосредственно сам продукт, который сделает их жизнь легче. У нас же госслужащие очень часто не заинтересованы в том, чтобы сделать что-то лучше, даже для себя… При этом есть достаточно много удачных проектов внедрения информационных систем в государственных организациях, как, например, внедрением медицинской программы в национальном кардиологическом центре. Там был человек, который был ответственен за это. Так она нашла подход отдельно к каждому врачу и медсестре, все объяснила им и рассказывала. Все прошло на ура, но все равно некоторые специалисты сопротивлялись нововведениям. Особенно врачи в возрасте. Они говорили: «Ну что мы будем записывать сюда? В этот компьютер, с этими неудобными клавишами?! Вы что издеваетесь? Я буду писать!». Но уже через два месяца все были настолько рады, что не понимали, как раньше жили без этого. Это очень важно, чтобы был человек, который все еще верит в успех проекта и двигает его. Пока такого человека нет, заниматься проектом вообще бесполезно. Потому что ты вроде и сделаешь что-то хорошее, а никто об этом не узнает и все только будет плеваться: «Вот что-то тут сделали, не понятно, как работает! Зачем оно надо ?! Только мешает и время отнимает! И вообще, мне нравится писать ручкой «. В государственных ведомствах такое везде, поэтому что-либо делать для них тяжело. Но не значит, что невозможно.

— А вообще, реально ли выиграть тендер в Кыргызстане?

— Да, но все еще есть люди, которые любят делать тендеры в свою пользу. И есть IT-компании, которые согласно горькому опыту знают, что сотрудничество с госучреждениями — это бесконечная бюрократия, которая затягивает как болото. Много времени уходит на переговоры, убеждения, на подписание документов и согласование решение, на то, чтобы найти крайнего в ошибках. Именно поэтому среди программистов не популярны тендеры, и они работают только с частными коммерческими заказчиками, которые обязательно оценят и внедрят сделанный продукт, потому что потратили на его изготовление свои кровные деньги, а не бюджетные деньги или средства доноров.

VI Кыргызстанский форум информационных технологий пройдет 21 февраля в Бишкеке в отеле «Орион». 

Оставьте свой комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *