Стартап в Кыргызстане. Есть ли перспективы?

Основатель одного из самых успешных проектов в Кыргызстане Svetofor.kg Азиз Солтобаев рассказал о том, что такое стартапы в Кыргызстане, как их успешно раскручивать и каких ошибок стоит избегать.

Поколение молодых и активных людей у нас в стране смело можно назвать поколением стартаперов, потому как многие из нас сейчас заняты тем, чтобы заняться чем-то своим, придумать что-то новое и полезно обществу и сделать их этого успешный бизнес. За последние несколько лет отношение к стартапам в Кыргызстане кардинально изменилось. Если еще лет 10 назад новые идеи воспринимались как что-то несерьезное и провальное. Одним из таких проектов, в который не верили и не понимали, был интернет-магазин Svetofor.kg, основателем которого является Азиз Солтобаев. Однако, несмотря на общие предрассудки и недопонимание, интернет-магазин удалось успешно раскрутить и уверенно поставить на ноги.

На сегодняшний день Азиз Солтобаев активно продвигает идею развития в Кыргызстане стартап экосистемы. Почему это важно и есть ли у этого перспективы – об этом всем он рассказал в беседе с LMNdeit.

13073122_10153570530133354_232206708_o

Молодые, активные и креативные ребята у нас все чаще рвутся в бой. В последнее время мы видим, что стартапы у нас появляются как грибы после дождя. С чем это связано?

В первую очередь, поменялся подход к бизнесу. Раньше открытие бизнеса было построено на написании бизнес-планов, проектов, финансовых вычислениях с прогнозами на 2-3 года. Сейчас появилась философия бережливого старта, который подразумевает то, что предпринимателям не надо замыкаться на создании чего-то глобального. Им необходимо создать минимально жизнеспособный продукт. Это более разумно и эффективно, нежели то, что строилось на базе бизнес-планов. Это дает возможность новым проектам появляться гораздо быстрее. Таким образом, у нас появляются много стартапов. Это хороший тренд.

Стартап – это способ испытать себя. Использовать свои знания и навыки в чем-то, что может быть полезно для общества. Конечно, 90% стартапов не будут иметь успеха. Но те, которые выживают, они очень устойчивы. И для многих молодых ребят – это возможность понять, что они могут делать. Даже если этот проект не получится, они в любой момент могут начать делать что-то другое, при этом, это не будет требовать от них каких-то больших вложений.

Многие говорят, что поднимать у нас стартап – нереально или скорее, не рентабельно, потому как Кыргызстан – далеко не Силиконовая долина, и здесь практически нет инвесторов, готовых вложить миллионы в идею, которая, может и не заработать. А как Вы считаете?

Стартаперы думают ошибочно. Многие просто плохо разбираются в своем продукте и возможности его масштабирования. Они не уверены в том, что их проект можно успешно продать. Говорить о том, что меня не понял инвестор и поэтому проект не пошел – неправильно. Значит, сам основатель недостаточно верит в свой продукт, чтобы убедить инвесторов вложить необходимые средства в свой проект.

Я знаю ребят, которые живут в Кыргызстане и делают шикарные международные стартапы, которые поднимают десятки миллионов долларов.

Если брать сторону инвестора, то многие пробовали вкладывать в технологические проекты, но разочаровались. В большей степени из-за своего непрофессионализма. Просто не понимали принципы инвестирования в технологические проекты, суть которого заключается в том, что нужно вкладывать в партнерстве с кем-то и разделять риски. Чаще всего наши инвесторы жадны и видят себя тем человеком, который вложит основную сумму и в последующем заработает. Инвестор зарабатывает не на том, чтобы продукт давал прибыль, а на том, что продукт растет. Разницу, которая была и стала, он продает другим инвесторам. У нас такого понимания нет.

Если вы вкладываете в проект, нужно вкладывать 1/3 часть средств, а еще 2/3 нужно держать в запасе на случай, если проект выстрелит. Когда он выстрелит, можно давать еще остаток денег для роста проекта, а если нет, то вы хотя бы обезопасите свои средства. По крайней мере, так поступают венчурные капиталисты.

12999602_10153570530258354_592381513_o

Стартапов появляется много, но только единицы из них успешно запускаются и выходят на более масштабный уровень. На чем чаще всего «спотыкаются» начинающие стартаперы? В чем их главная и частая ошибка?

Ошибки, которые я вижу – люди недостаточно понимают свой продукт и ту ценность, которую они хотят предоставить клиентам. В них не хватает приверженности тому, что они делают. Они создают оболочку проекта, разрабатывают сайт и так далее. Больше ходят пиарятся, нежели занимаются тем, как улучшить свой продукт. Маркетинг тоже важен, но важнее сам продукт.

Молодые ребята допускают ошибку в том, что не фокусируются на продукте достаточно хорошо. Это означает, что у них нет компетенции, они мало читают материалов о том, что нужно сделать, чтобы улучшить продукт, иногда запускают продукт на самотек.

Product development – это целая наука, суть которой – постоянно улучшать продукт и думать о нем. Если стартап не растет на 10-20% в месяц, значит, это уже провальный проект. Это сигнал к тому, что вы что-то упустили или делаете что-то не так.

Вторая проблема –когда ребята начинают бизнес, то фокусируются на должностях,  на том, кто и кем будет являться в проекте. В маленьких проектах этого быть не должно. Они все как единая команда. Не должно быть такого, что кто-то говорит: «Я буду делать только вот это, а остальное меня не касается».

Успех любого стартапа и проекта заключается в командной работе. Когда все забывают свои должности, общественные ярлыки и фокусируются на проекте.

13072062_10153570529868354_547896475_o

КАРПОУ хочет делать акцент на IT- аутсорсинг. Жить в Кыргызстане и работать на весь мир, а Вы предлагаете разрабатывать и продвигать свою продукцию. Почему этот вариант лучше?

То, что делает КАРПОУ, несомненно, замечательно и заслуживает уважения. Но для  того, чтобы IT аутсорсинг в Кыргызстане развивался активно, необходимо, чтобы у нас было достаточное количество квалифицированных программистов и специалистов. Чтобы к нам приходили заказчики из западных стран, нам необходимо наличие крупных компаний, в которых будет численность сотрудников от 300 до 1000 человек, которые смогут выполнять хотя бы минимальный объем заказа. У нас же сейчас работают компании, средняя численность которых составляет 15 человек. Чтобы вырасти, им необходимо вырасти в десятки раз. Кроме того, на рынке у нас сейчас дефицит специалистов, из-за этого есть завышенная стоимость работ программистов. Идти по этому пути очень долго. С финансовой точки зрения это также неэффективно.

Если развивать product development, то это более перспективно. Product development подразумевает 5-10 человек, которые смогут создавать продукты для западных стран. Это то, чем сейчас занимаются ребята у нас. Это именно тот путь, которого мы должны придерживаться. Это требует меньшего количества ресурсов, но при этом отдача может быть больше, чем от IT-аутсорсинга.

Хватит ли нашим ребятам таланта и есть ли в них такой потенциал, чтобы создавать что-то уникальное, такое, чем заинтересуется мир?

У них есть потенциал, есть талантливые ребята. Но не хватает понимания, что такое  lean startup, unit экономика, как надо просчитывать стартапы, чтобы оценивать, насколько эффективен он или нет. Им нужно приобрести навыки, так называемые soft skills, которые помогают людям быть успешными. Многие программисты страдают отсутствием этих навыков. Это проявляется элементарно в том, что они не умеют разговаривать с потенциальными инвесторами, клиентами и партнерами. Наличие soft skills выражается даже в умении вести переписку. Там много нюансов, которые необходимо выучить нашим ребятам, чтобы привлекать инвестиции на международном уровне. Но у них есть потенциал. Повторюсь, что я лично знаю ребят, которые поднимают десятки миллионов долларов.

Ответы: 2
  1. Мимокрокодил Ответить

    >> дефицит специалистов
    >> из-за этого есть завышенная стоимость работ программистов

    Товарищ, путаете причину и следствие. «Дефицит» вытекает из «завышенной» оплаты труда, которая в 10-20-30-40 (и даже более) раз меньше чем в том же США. Отсюда получается, что проще удалённую позицию найти или сделать релокейт (если как специалист что-то из себя представляешь), чем работать за эти копейки тут, ещё без всякого роста. Так что о каких уж там перспективах речь идёт, совсем не понятно.

Оставьте свой комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *