Рынок IT в Кыргызстане

Старт у всех отличный – рекламные акции, повсеместный PR и креативные идеи продвижения.

Рынок в Кыргызстане довольно специфичен. Влияет на это множество факторов. Основные – это географическое положение и этнографический состав населения. Благодаря разнообразию наций, идет взаимопроникновение культур, что значительно отражается на вкусах в еде, одежде и предметов быта и, как следствие, на товарах, выбираемых потребителями.

Многие крупные корпорации долгое время обходили Кыргызстан стороной, так как не знали, как правильно выйти на рынок и удержаться на плаву. Но в последнее время ситуация стала меняться. Все чаще можно встретить рекламу местного филиала международной компании. Только в 2015 году у нас появились филиалы HeadHunter, Dodo Pizza, Клаустрафобия, The Farm и других крупных компаний.

Старт у всех отличный – рекламные акции, повсеместный PR и креативные идеи продвижения.

В сфере обслуживания отлично стартуют DodoPizza. Рекламная акция началась задолго  до открытия, чтобы весь город с нетерпением ждал новое заведение. Администраторы сообщают, что планируется в реальном режиме показывать, как будет проходить процесс приготовления. Пиццерия откроется только в конце ноября, а пользователи с сентября уже активно обсуждают концепцию, что, несомненно, является успехом.

Dodo Pizza Kyrgyzstan

Активно обсуждается новый проект для Кыргызстана «Клаустрафобия». Квесты в реальности уже заинтриговали свою целевую аудиторию, хотя тестовые игры начнутся только 27 ноября.  Грамотная рекламная компания уже производит положительное впечатление и показывает, что компания стартует с продуманной стратегией.

В конце прошлого года корпорация The Farm купила сайты TS.kg, torrent.kg и cinemaonline.kg. И это означает, что зарубежные компании начали активно интересоваться местными сайтами с большой посещаемостью и готовы сотрудничать.

Подобная ситуация складывалась в соседнем Казахстане пару лет назад. И сейчас становится понятно, что далеко не все международные компании смогли «прижиться» на этом рынке. Многие из них потерпели неудачу и покинули рынок. Причиной тому, как утверждают эксперты, стало то, что не были учтены местные особенности. Сейчас в Казахстане наблюдается стагнация франшизы из стран дальнего зарубежья. Причиной тому стал рост акцизов на некоторые товары в рамках ТС, а также бюрократизация транспортировки.

Трудно определить, насколько устойчива будет модель развития международного бизнеса в Кыргызстане и не совершат ли мировые «акулы» ошибки, как это произошло в Казахстане. Но уже становится ясно, что Кыргызстан выходит на новый уровень рынка, где преобладают крупные компании, которые постепенно будут поглощать малый и средний бизнес. Говорит это, в первую очередь, о процессах глобализации. Положительно это отразится на развитии предпринимательства в стране или нет, покажет время. Единственное, что можно сейчас сказать точно – на рынке из стартаперов останутся только те, кто действительно придумывает что-то абсолютно новое, а не просто пытается «срубить куш» и перескочить на другую отрасль.

Оставьте свой комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *